6 причин, когда родители виноваты в тревожности ребенка

Последствия тревоги родителя

Рациональная тревога нужна человеку для выживания и не вредит здоровью. Однако хроническая иррациональная тревожность повышает риск возникновения депрессии, вегетативно-сосудистых заболеваний, вызывает проблемы с пищеварительной системой и кожей. Отрицательные эмоции разрушают жизнь взрослого и воздействуют на его окружение — в первую очередь на ребёнка.

Ребёнок может стать тревожным. Дети очень эмпатичны: они считывают эмоции взрослых по мимике и жестам. Малыш тревожного родителя перенимает модель поведения и постоянно находится в необоснованном страхе. Это может привести к тому, что он будет медленнее развиваться. Когда у ребёнка крепкие доверительные отношения с родителями и он спокоен, малыш может с уверенностью исследовать окружающую среду.

У ребёнка будет ощущение, что он постоянно в опасности

В тревожных семьях малыш растёт с установкой «Осторожно! Вокруг одни опасности». Такой посыл тормозит любопытство ребёнка — базовую необходимость для развития

Если ребёнку мешают изучать мир, может возникнуть задержка в развитии.

Проблемы с социализацией. Гиперопека тревожных родителей не позволяет ребёнку проявлять самостоятельность. Постоянное попечение со стороны взрослого становится объектом насмешек: всем известно выражение «маменькин сынок». Таким детям тяжело общаться со сверстниками: их часто буллят.

<<Форма демодоступа>>

Ошибка №18 – не поощрять хорошее поведение ребенка и не хвалить за достижения в учебе, спорте и т. п.

Полное отсутствие похвалы так же вредит психике ребенка, как и ее избыток. Не забывайте хвалить своего ребенка, если он действительно заслуживает этого и достигает того или иного успеха. Если вы заметили, что он стал больше внимания уделять учебе, исправился и выполнил домашнее задание вовремя, помог младшему ребенку, то не забудьте сказать о том, что вы гордитесь им и он молодец.

Такие маленькие похвалы будут значить очень многое, самооценка и желание стать лучше будут только укрепляться, толкая вашего ребенка к новым свершениям и достижениям. Чем больше и чаще вы будете замечать хорошие поступки, тем лучше он будет становиться.

Что такое тревога

Тревога — расплывчатое и длительное переживание по поводу будущего, состоящее из ощущения неопределённости, ожидания неприятных событий и трудноопределимых предчувствий. Отличие тревоги от страха в том, что первая не имеет под собой объективных оснований. Например, страх — это чувство кома в горле, когда вы идёте по тёмной улице, а позади вас пьяный человек; тревога — ощущение, что в вашу закрытую прочную дверь в доме с консьержем ворвётся грабитель, хотя на лестничной площадке никого нет.  

Тревога за ребёнка обоснованна и естественна, особенно когда вокруг поток негативной информации. Биологически тревога нужна родителю, чтобы вырастить здоровое и крепкое потомство. Она заставляет человека предсказывать вероятные варианты развития событий. Существует рациональная и иррациональная тревога. 

Рациональная тревога помогает предвосхитить возможные проблемы и адаптироваться к ситуации. Например, ваш ребёнок только что ушёл в школу, а вы заметили, что он забыл взять с собой обед. У вас возникает тревога: вы понимаете, что ему будет нечего поесть в течение дня, поэтому звоните и просите вернуться. 

Иррациональная тревога не приносит пользы, потому что человек переживает о событиях, которые не произойдут или на которые невозможно повлиять. Например, родитель вернул ребёнка домой за оставленным обедом, но потом весь день переживает, поел ли его малыш. Родителя мучают мысли: «А вдруг он не пообедал и упал в обморок от голода?» Он звонит классному руководителю или друзьям ребёнка, чтобы убедиться, что тот действительно поел.

Провоцировать тревожность могут психические и физиологические факторы:

  • Психический уровень: особенности темперамента — лабильная психика, имеющая склонность к негативным эмоциям или перфекционизму; частый стресс; психологическая травма, пережитая ранее человеком; неблагоприятные условия для жизни.
  • ‍Физиологический уровень: генетическая предрасположенность; нарушение работы эндокринной железы; соматические заболевания; нарушение баланса нейромедиаторов; злоупотребление алкоголем или наркотиками.

Повышенное внимание к сильным сторонам

Да, только что мы говорили, что нужно фокусироваться на силе (и это правда так), а теперь выносим это очередным пунктом

Фокусироваться на сильных сторонах ребенка действительно нужно, но здесь важно не переусердствовать. Это сложная задача — не перейти грань, после которой появляются завышенные ожидания. Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели

В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить

Хвастаясь знакомым, что сын — будущий олимпийский чемпион, а дочь — отличница и лучшая ученица, родители полагают, что подбадривают детей и помогают им идти к цели. В действительности такие речи оказывают сильное давление на психику ребенка. Хвалите своих детей, когда они с чем-то справляются, но не требуйте от них большего из-за этого успеха. Из-за завышенных ожиданий радостная и позитивная обстановка становится тяжелой и тревожной. Ведь ребенок хочет, чтобы родители им гордились, и боится их расстроить.

Исследователи выделяют шесть категорий рискованной игры:

  • Высота, которая может привести к падению — скалолазание, прыжки с неподвижных или гибких поверхностей, балансирование на высоких предметах;
  • Высокая скорость, которая может привести к столкновению и включает в себя неуправляемые действия, такие как качание, скольжение, бег, езда на велосипеде, катание на коньках или катание на лыжах;
  • Опасные инструменты, в том числе режущие предметы или канаты, которые могут задушить;
  • Опасные элементы — скалы, глубокая или ледяная вода, огонь;
  • Борьба или фехтование с помощью палочек, где дети могут повредить друг друга;
  • Исчезнуть или потеряться, оказаться в одиночку в незнакомой среде.

А что вы думаете по этому поводу, стоит ли детям разрешать рискованные игры или лучше оберегать их от легкой опасности и тревоги?

 via Клубер

Влияние повышенной тревожности родителей на психику ребенка

Практика показывает, что дети, которых чрезмерно опекают, не реже, а, может быть, и чаще других становятся жертвами трагедий и несчастных случаев. Это происходит по причине того, что родительская гиперопека делает психику малышей очень уязвимой. Родитель внушает сыну/дочери, что мир полон угроз, страшных и неприятных вещей, и всегда нужно ожидать худшего от людей. Родительские установки на жизнь звучат для ребенка как непреложная истина: раз папа/мама за него беспокоятся, значит, основания опасаться за свое благополучие и безопасность есть. Характер такого ребенка становится робким и подозрительным. Страхи подавляют врожденную детскую любознательность. Ребенок становится закрытым, идет установления контакта с новыми людьми с большой неохотой, имеет, как правило, не больше одного или двух друзей и не проявляет желания знакомиться, общаться. Чтобы не превращать собственных детей в невротиков, нужно самим обрести душевное равновесие. Для этого следует предпринять несколько шагов.

1. Составить список своих страхов за детей Пожалуй, их будет непросто отследить и сформулировать. Сам процесс может вызвать чувство сильной тревоги

Но сделать это очень важно, так как эта процедура снимает внутреннее напряжение. Если родители не причисляют себя к числу невротиков, а их ребенок в то же время робок, тревожен и пуглив, то можно попросить хорошего знакомого понаблюдать за общением с ребенком со стороны

Чувство тревоги часто загоняется глубоко в подсознание

Строгий отец, устанавливающий железную дисциплину в доме, может не осознавать, что подвержен страху за своих детей. Через агрессивное самовыражение он снимает напряжение, но заставляет таким образом чувствовать своих детей слабыми и беспомощными.

2. Критично оценить свои страхи Можно проделать такое упражнение. Взять лист бумаги и записать вверху в виде заглавия, что беспокоит. Ниже нужно привести аргументы, которые говорят о том, почему пугающее событие маловероятно. Нужно подвергнуть сомнению свои устоявшиеся убеждения, но начинать лучше с тех, которые вызывают не самую сильную тревогу. Например: «Мой ребенок обязательно простудится, пропустит школу и его успеваемость пострадает». Аргументы против: «У моего сына/дочери хороший иммунитет. Я слежу за тем, чтобы он всегда одевался по погоде. Даже если он подхватит простуду, выздоровление не обязательно займет много времени. Он никогда не болел подолгу раньше. Мой ребенок очень смышленый, и в случае чего быстро догонит учебный материал. Когда я был/была ребенком, пропуски занятий не испортили мне школьный аттестат.» Если чувство тревоги отступает, значит, упражнение помогает. Но в жизни бывают случаи, которые порождают устойчивые страхи. Если тревожность связана с каким-то трагическим случаем, с которым психика до конца не смогла справиться, понадобится помощь психотерапевта.

Исследователи выделяют шесть категорий рискованной игры:

  • Высота, которая может привести к падению — скалолазание, прыжки с неподвижных или гибких поверхностей, балансирование на высоких предметах;
  • Высокая скорость, которая может привести к столкновению и включает в себя неуправляемые действия, такие как качание, скольжение, бег, езда на велосипеде, катание на коньках или катание на лыжах;
  • Опасные инструменты, в том числе режущие предметы или канаты, которые могут задушить;
  • Опасные элементы — скалы, глубокая или ледяная вода, огонь;
  • Борьба или фехтование с помощью палочек, где дети могут повредить друг друга;
  • Исчезнуть или потеряться, оказаться в одиночку в незнакомой среде.

А что вы думаете по этому поводу, стоит ли детям разрешать рискованные игры или лучше оберегать их от легкой опасности и тревоги?

 via Клубер

Причины материнской тревожности

Сердце матери, наверное, самый чувствительный орган. Оно болит за своих детей и в нем всегда есть место для страха. Безопасность, здоровье, благополучие ребенка – повод найдется всегда не зависимо от возраста чада: будь ему 3 месяца или 40 лет.

Несмотря на то, что страх и тревога – чувства, которые идут рука об руку, их важно различать и разделять. В чем отличия:

СТРАХТРЕВОГА
1. Кратковременная реакция на грозящую реальную опасность1.Тревога может длится пару часов, а может преследовать всю жизнь
2. Это чувство всегда предметно: я боюсь высоты, темноты, насекомых.

2. Это чувство всегда беспредметно

3. Срабатывают психические механизмы: бей (агрессия), беги (защита) или замри (избегание).3. Это абстрактное ощущение приближающейся катастрофы, которую не понятно как предотвратить

Совершенно нормально бояться за ребенка, который пытается погладить чужую собаку или слишком высоко залез на дерево. Нормально волноваться за дочь, которая первый раз идет на свидание. Но порой тревога так захватывает маму, что ребенок оказывается заперт в четырех стенах – лишь бы с ним ничего не случилось. В чем причины такой неукротимой тревоги?

  • Собственные детские травмы. Например: тревожная мама будучи ребенком, выступала на школьном концерте и забыла слова песни. И не смогла справиться со своими переживаниями – стыдом, злостью, неудовлетворенностью. Еще и родители с учителями отругали. И теперь, глядя на своего малыша, рассказывающего стих, мама испытывает свои детские чувства, проецирует свой образ на своего ребенка, и очень сильно тревожится.
  • Физиологические причины. Тревожным матерям сложно распознавать сигналы своего тела и осознавать свои потребности. Тревогу часто путают с голодом, жаждой, необходимостью отдохнуть и побыть в тишине. Хронический стресс и усталость – еще одна частая причина тревоги. А переносится она на детей.
  • Неудовлетворенные эмоциональные потребности. Тревога за ребенка может появляться в тот момент, когда мама сама чувствует себя беззащитной. Или покинутой. Или нелюбимой. Потребности в безопасности, любви, уважении и признании считаются значимыми для любого человека, и если они не удовлетворены, включаются механизмы тревоги и контроля за детьми – эмоционально более слабыми субъектами.
  • Недостаток опыта и отсутствие навыка просить о помощи. Часто мамы, воспитывающие первенца, круглосуточно тревожатся за своего малыша. Они не знают, как правильно купать и одевать, сколько гулять, чем кормить. А обращаться за помощью к специалистам или другим опытным мамам – стесняются. Приходится выискивать информацию в интернете, а это очередной повод для тревоги: верная или ложная там информация. Беспокойство возрастает.

От вас слишком много защиты и заботы

Гиперопека, по мнению психологов, не имеет ничего общего с проявлением заботы о ребенке, а является одним из способов при помощи которого родители избавляются от своих комплексов. Взрослые члены семьи стремятся оградить ребенка от любых, чаще мнимых, рисков и опасностей, создать условия, чтобы он всегда находился в поле их зрения. Они приучают малышей всегда поступать так, как им кажется безопасно.

В результате ребенок уже не имеет права выбора. Ведь родители постоянно преподносят ему самое верное и единственно правильное решение. В итоге ребенок оказывается неспособным к самостоятельному преодолению трудностей. У него формируется состояние, называемое психологами «выученная беспомощность». И он начинает воспринимать как непреодолимое любое, даже совсем несложное препятствие.

При гиперопеке чувство постоянной тревоги родителей передается их детям, которые еще в силу своего возраста и маленького жизненного опыта не в состоянии мнимую опасность отличить от реальной. Это и становится причиной формирования детских страхов, чувства неуверенности в себе, попыток избежать любого риска и ответственности за свои поступки.

Как понизить тревожность в семье

С самого начала семейной жизни и еще задолго до рождения первого ребенка, желательно завести правило: семья это не место для разборок, стрессов, лихорадочного решения проблем и прочего подобного. Семья это место стабильности и покоя, где по возможности есть только отдых и приятные ощущения. Понятно, что кто-то все это должен создавать. Для этого существуют разные модели семейной жизни. Например, традиционная, когда мужчина работает, а женщина как раз и занимается созданием уюта в доме. Или более современная, когда работают и муж, и жена. В таком случае нужно четко определить вклады и ожидания каждого, чтобы потом не заниматься постоянным выяснением отношений. Так или иначе, при любой модели в семье должен быть покой. Только в таких обстоятельствах психика детей формируется должным образом.

Также рекомендуется взять привычку не нести в дом беспокойства со стороны. У каждого человека есть проблемные родственники и знакомые, любители вывалить свои беды на чужую голову. Часто встречаются и те, кто навязчиво предлагают различные новшества и улучшения, этакие заботливые друзья и родные, точно знающие, как лучше. Таким людям обычно скучно, и они неутомимо напрашиваются в гости. И уж конечно есть предлагающие пожить вместе из соображений экономии или чтобы было веселее. Опыт показывает, что веселее не будет. Весь этот балаган нужно надежно изолировать от семьи, а если и участвовать в решении чужих проблем, то только на нейтральной территории. Ну и, наконец, желательно не злоупотреблять сочувствием супруга или супруги. Конечно, приятно когда близкий человек разделяет переживания, Но с тяжелыми личными проблемами гораздо продуктивнее и лучше для климата в семье пойти к психологу, и переложить эмоциональный груз на него, а не на спутника жизни.

27.08.14

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Исследователи выделяют шесть категорий рискованной игры:

  • Высота, которая может привести к падению — скалолазание, прыжки с неподвижных или гибких поверхностей, балансирование на высоких предметах;
  • Высокая скорость, которая может привести к столкновению и включает в себя неуправляемые действия, такие как качание, скольжение, бег, езда на велосипеде, катание на коньках или катание на лыжах;
  • Опасные инструменты, в том числе режущие предметы или канаты, которые могут задушить;
  • Опасные элементы — скалы, глубокая или ледяная вода, огонь;
  • Борьба или фехтование с помощью палочек, где дети могут повредить друг друга;
  • Исчезнуть или потеряться, оказаться в одиночку в незнакомой среде.

А что вы думаете по этому поводу, стоит ли детям разрешать рискованные игры или лучше оберегать их от легкой опасности и тревоги?

 via Клубер

Упражнения на снижение тревоги у детей

Также тревожному ребёнку могут помочь рекомендации французского педагога М. Борба. Она предлагает несколько простых упражнений, которые направлены на снятие стресса у детей. Их можно использовать в комплексе или по отдельности. Они превращают борьбу с тревогой в игру, а это улучшает эффективность.

  1. Внутренний диалог. Найдите вместе с ребёнком фразу, которая повысит его уверенность в себе, и научите произносить её в стрессовой ситуации. Например: «У меня всё получится», «Я с этим справлюсь», «Нет причин для волнения».
  2. Лифтовое дыхание. Предложите ребёнку закрыть глаза, выдохнуть три раза, а потом представить, что он спускается в лифте с последнего этажа на первый. Как только лифт достигнет цели, волнение исчезнет. Также для борьбы с тревогой можно использовать любые другие дыхательные упражнения.
  3. Таяние стресса. Попросите ребёнка найти место, где скапливается напряжение. Обычно это шея, плечи, челюсти. Нужно сильно напрячь это место, а потом резко расслабить и почувствовать, как зажим уходит из тела.
  4. Визуализация спокойного места. Когда ребёнка одолевает тревога, он может представить место, где ему спокойно и хорошо. Это помогает, потому что, во-первых, ребёнок мысленно переносится в безопасную обстановку, а во-вторых, в принципе отвлекается от беспокойных мыслей.

Вы пропагандируете строгие моральные ценности

Далеко не всегда попытки родителей воспитывать своих детей в точном соответствии с традиционными моральными ценностями (полное послушание, семейная иерархия, страх перед Богом, отсутствие полового воспитания) приносят благо.

По мнению современных психологов «идеально» послушный ребенок, безотказно выполняющий все, что ему говорят взрослые, в будущем становится человеком с рядом психологических проблем, таких как:

  • низкая самооценка;
  • подавленная воля;
  • неверие в собственные силы.

При нормальном развитии ребенка уже в трехлетнем возрасте он должен начинать учиться отстаивать свои интересы, защищать свою точку зрения. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою личность. Попытки постоянно подавлять собственное «Я» ребенка в конечном итоге приведут к тому, что спустя много лет родители начнут сетовать на его безынициативность, неумение добиваться поставленных целей.

Дерзновение – это стремление познать окружающий мир и понять свое место в нем. И «бунты» — это не попытка детей и подростков идти наперекор взрослым, а необходимый элемент их социального развития и взросления.

Исследователи выделяют шесть категорий рискованной игры:

  • Высота, которая может привести к падению — скалолазание, прыжки с неподвижных или гибких поверхностей, балансирование на высоких предметах;
  • Высокая скорость, которая может привести к столкновению и включает в себя неуправляемые действия, такие как качание, скольжение, бег, езда на велосипеде, катание на коньках или катание на лыжах;
  • Опасные инструменты, в том числе режущие предметы или канаты, которые могут задушить;
  • Опасные элементы — скалы, глубокая или ледяная вода, огонь;
  • Борьба или фехтование с помощью палочек, где дети могут повредить друг друга;
  • Исчезнуть или потеряться, оказаться в одиночку в незнакомой среде.

А что вы думаете по этому поводу, стоит ли детям разрешать рискованные игры или лучше оберегать их от легкой опасности и тревоги?

Автор — Coert EngelsПеревод статьи — This one parenting mistake explains why anxiety is at an all-time high, according to experts via Клубер

published on
according to the materials

Запись
взята с сайта
.

Правильная организация жизни тревожных детей:

     Важно внимательно наблюдать за ребенком, чтобы не упустить время для исправления его проблем. Не оставляйте незамеченными детский плач. Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.          Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы

Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.     Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться. Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.     Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.     Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.     Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми

Наоборот, покажите, что вы глубоко понимаете и переживаете его трудности.          Тревожные малыши ощущают безопасность только в присутствии мамы

Спокойно, без напряжения берите кроху к себе в кровать.     Для таких детей очень важно соблюдение режима дня. Они не слишком любят купаться

Поэтому их лучше дольше купать в маленькой детской ванночке. С такими детьми не спешите осваивать плаванье, обливание и другие оздоровительные процедуры.     Тревожные дети не любят процесс переодевания. Поэтому покупайте одежду, которую легко одевать и снимать. Уменьшите количество одежды, которую необходимо одевать через голову. Если позволяет температура в комнате, надевайте на кроху минимум одежды.     Очень сложно накормить тревожных детей. Они не любят многокомпонентных блюд, поскольку не понимают, из чего они приготовлены.     Тревожные дети часто отказываются от деятельности в коллективе, поэтому нужно создать условия, чтобы ребенок некоторое время проводит рядом с детьми

Не следует насильно привлекать ребенка к коллективным играм.          Сначала будет сложно общаться со своим тревожным ребенком, но если вы начнете чутко реагировать на его просьбы, то со временем он сможет порадовать вас своим вниманием, нежностью и развитым мышлением

Поделитесь в социальных сетях:FacebookX
Напишите комментарий